Как выбрать оборудование
- Определите круг поставщиков данного вида оборудования. Компетентный менеджер должен направить вас в поиске: расспросить, что именно должно делать оборудование, какие ключевые функции выполнять, какая планируется его загрузка, на каких материалах собираетесь работать, какой у вас бюджет и т.п. У вас появится первое представление о наименовании, марках и моделях нужного оборудования.
- Получите коммерческие предложения: одно-два от каждого поставщика. Большее количество усложнит выбор. У поставщика, как правило, под ваши запросы есть что-то оптимальное. Хорошее коммерческое предложение должно быть подробным: технические характеристики оборудования, цена, условия поставки, реализованные проекты по данному оборудованию (кому и куда уже поставляли), доставка и запуск в эксплуатацию, гарантия. Хорошее коммерческое предложение – многостраничное. При чем, должны быть резюмированы основные важные детали: название, цена, условия поставки, фото оборудования. Желательно запросить и ссылку на видео, чтобы визуально оценить, как работает оборудование.
- Проблема выбора: качество оборудования и надежность поставщика. В процессе оценки качества нужно получить ответы на следующие вопросы:
- как давно оборудование продается и эксплуатируется? Не ожидайте, что ту модель, которую вы выбрали, другие уже используют много лет. Возможно, вы будете первым. В наше время модельный ряд быстро обновляется. Важно понять, поставлялись ли похожие модели данного оборудования и как давно они эксплуатируются. Если этого производителя поставщик раньше вообще не поставлял, вам придется «копать» глубже: почему он решил сейчас поставлять это оборудование (варианты: недавно прошла выставка и эта модель была там представлена; поставщик недавно был на типографиях за границей, и там это оборудование ему порекомендовали и т.п.).
Быть первооткрывателем желательно у проверенного поставщика, мнению которого вы доверяете. С одной стороны, для вас больше рисков. С другой стороны, вы можете получить преимущество на рынке перед вашими конкурентами и предложить уникальный продукт. К тому же, можете купить дешевле остальных, так как поставщик будет готов дать вам низкую цену только для того, чтобы вывести продукт на рынок.
- что в нем ломалось и сколько стоил ремонт? Задать этот вопрос поставщику и посмотреть на его реакцию стоит. Будьте готовы к тому, что все оборудование рано или поздно ломается. Вам нужно выбрать то, в котором неполадки были «не глобальными» и возникали нечасто, а поставщик обеспечивал их замену. Попросите менеджера прокомментировать предложенное альтернативное оборудование другим поставщиком. Отнеситесь к этой информации разумно — как к сведениям, требующим дополнительной проверки.
Посмотрите оборудование в работе и пообщайтесь с его владельцами. Дорогое оборудование желательно смотреть непосредственно на предприятии, где оно уже функционирует. Если клиент поставщика не отказывается показать оборудование в работе – это хороший знак. Плюс и поставщику, и оборудованию. Конечно, клиент может и отказать в осмотре, особенно если вы его конкурент в этом городе.
Иногда приходится рассматривать возможность осмотра оборудования в другом городе или в другой стране. Если оборудование очень дорогостоящее – не отказывайтесь от этого варианта. Билет на самолет и одна ночь в гостинице — окупятся. Тем более, это будет еще и хорошее приключение.
Во время осмотра оборудование должно работать, а не стоять. Если все-таки по каким-то причинам вам не удается посмотреть оборудование в работе и пообщаться вживую с его владельцем, пообщайтесь хотя бы с ним по телефону. В процессе общения не забудьте задать вопросы не только касательно оборудования, но и самого поставщика.
О чем можно и нужно спрашивать в зависимости от ситуации:
— как давно эксплуатируется оборудование?
— какая у него загрузка (в смену, в неделю, месяц)?
— как долго оно перенастраивается?
— с какими материалами оно может работать и на какой скорости (качество, толщина и т.п.)?
— устраивает ли качество продукции? Какие требования предъявляете к качеству?
— какой процент брака? От чего он зависит?
— какая квалификация должна быть у оператора?
— что ломалось в гарантийный период? Кто чинил? На сколько оперативно?
— что ломалось в послегарантийный период? Сколько стоил ремонт? Кто чинил? На сколько оперативно?
— каким оборудованием пользовались до этого? Какие преимущества (недостатки) у нового в сравнении со старым?
— каких функций не хватает?
— какие функции не используются? Почему?
Сделайте тестовую работу на своих материалах. Тестовую работу не всегда можно провести по технологическим причинам. Однако, если в вашем случае для этого нет препятствий и поставщик готов это обеспечить – используйте эту возможность. Тест покажет, можно ли достичь нужного качества и нужной скорости.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ:
- «Китайское» – уже давно не означает «некачественное». На данный момент развития техники как раз наоборот — китайское оборудование достигло хорошего уровня качества и предлагает более простые и надежные конструктивные решения. Не отказывайтесь его рассматривать. В условиях санкций — так это вообще иногда единственный вариант.
- Изучите предварительно проект договора и определите объем ответственности, который берет на себя поставщик, а также справедливость неустойки для обеих сторон. Работайте над существенными для вас условиями договора сразу в процессе поиска оборудования. Так вы определите лояльность руководства поставщика, способность вести переговоры и учитывать ваши замечания. Осторожно относитесь к поставщику, который соглашается на все ваши замечания, равно как и к поставщику, который не желает вообще слушать ваши доводы.
- Б/у оборудование желательно смотреть перед покупкой с человеком, который в нем разбирается. И с материалами, на которых будете работать.
- Посетите офис, демо-зал и склад поставщика. Наличие большого ассортимента оборудования на складе поставщика значительно увеличивает шансы заключить хорошую сделку и получить гарантированную сервисную поддержку. А так же это показатель возможности возврата вложенных вами средств в случае расторжения сделки.